13:31:14 - 26.06.2017

Масла для садовой техники: скользкая тема

     Практически каждый из нас, приобретая бензопилу или газонокосилку, надеется, что она будет служить верой и правдой долгие годы. Но далеко не все осознают простой факт: сбудется ли это пожелание, зависит в первую очередь от действий новоиспеченного владельца. Даже отвертка, если подумать, требует обслуживания, что уж говорить о неизмеримо более сложной технике, например бензопиле? Надеяться на то, что машина «не подведет», можно лишь в том случае, если грамотно ухаживать за ней. «Краеугольным камнем» в этом вопросе считается правильный выбор и грамотное применение горюче-смазочных материалов — топлива, масел и смазок. В этой статье мы предлагаем рассмотреть масла для 2- и 4-тактных двигателей воздушного охлаждения — именно такие используются практически на всей садовой технике, от бензопилы до газонного трактора. Впрочем, подобными моторами оборудованы и различные легкие транспортные средства (мотоциклы, мотороллеры, подвесные лодочные моторы, снегоходы и т.д.). Несмотря на кажущуюся простоту этих двигателей, для обеспечения их нормальной (бесперебойной) эксплуатации необходимо выполнение целого ряда достаточно жестких условий, в том числе специальных требований к смазочным материалам. Отдельно стоит рассмотреть еще и такой класс «потребителей» масел и смазок, как пильные механизмы цепных пил.

 

     СОСТОЯНИЕ РЫНКА МАСЕЛ ДЛЯ 2-ТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ. СТАНДАРТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К МАСЛАМ Если взглянуть на полки магазинов, заставленные канистрами масел для садовой техники, то складывается впечатление, что буквально каждый производитель техники (и/ или инструмента) выпускает и собственные масла для нее. Husqvarna, Stihl, Oleo-Mac, Efco, Partner, MTD, «Энкор», «Интерскол»... этот список можно продолжать долго. В действительности, конечно, сами они не производят ничего, а лишь заказывают на стороне. Надо сказать, что относиться к этому факту пренебрежительно не стоит. Если думаете, что подобный заказ делается в виде: «А давайте-ка вы нам будете свое масло разливать в канистры вот такого объема и вот с такой этикеткой», то вы глубоко заблуждаетесь. В идеале фирма-заказчик или долго и придирчиво отбирает и испытывает масла, или же вообще предъявляет производителю набор требований, которым должна удовлетворять продукция (и все равно потом проверяет результат в ходе испытаний). Естественно, здесь тоже есть на чем сэкономить. Выбор основы — относительно дешевая минеральная или более дорогие и качественные полусинтетика и синтетика; пакет присадок — они бывают разными по составу и цене; наличие или отсутствие растворителя (об этом чуть позже будет сказано подробно). В большинстве случаев покупателю информация об этих тонкостях недоступна, разве что тип основы могут указать, поэтому при выборе нужно ориентироваться на имя «Заказчика» и цену. В зависимости от основы маслa делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Отдельной строкой идут так называемые биоразлагаемые масла. Их главная особенность в том, что при попадании в почву или водоем они быстро разлагаются микроорганизмами. К маслам для мини-техники предъявляются довольно жесткие требования, связанные с особенностями конструкции 2-тактного двигателя. Вот наиболее важные из них. 1. Смазка доставляется к трущимся деталям двигателя потоком маслобензовоздушной смеси, поэтому масло должно хорошо распыляться, обладать высокой адгезией к поверхностям для предотвращения смывания каплями топлива и совместимостью с топливом. 2. В настоящее время многие «двухтактники» имеют так называемую раздельную систему смазки, когда масло подается в двигатель специальным дозатором порциями из отдельной емкости. Для обеспечения равномерной и гарантированной подачи оно должно иметь низкую температуру застывания и пологую вязкостно-температурную характеристику. 3. Характер эксплуатации техники с такими моторами предполагает резкую смену нагрузки на двигатель за очень короткий промежуток времени. Для предотвращения всевозможных натиров, задиров и схватывания масло должно обладать противозадирными свойствами и в то же время обеспечивать минимальный износ двигателя. 4. Двухтактный двигатель при прочих равных условиях является более теплонапряженным по сравнению с четырехтактным, поэтому одно из важнейших требований к маслу — низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность. 5. У двухтактных двигателей, опять же по сравнению с четырехтактными, в силу специфики смесеобразования и конструкции механизма смазки деталей ЦПГ более высокий расход масла на угар, поэтому для современных масел крайне важна экологическая безопасность, что проявляется в жестких требованиях к ограничению дымности и токсичности выхлопных газов. 6. Еще одна особенность двигателей мототехники — их форсировка по оборотам от 5000 до 15 000 об/мин. Несмотря на кажущуюся простоту таких двигателей, для их изготовления используются материалы, хорошо зарекомендовавшие себя в других транспортных средствах, например, грузовых и легковых автомобилях. Цилиндры делают из чугуна (форсированные варианты) или из алюминиевого сплава с обязательным нанесением износостойкого покрытия на поверхность зеркала, поршни — из специальных алюминиевых сплавов, поршневые кольца — из чугуна с покрытием из гальванического хрома или без покрытия.

 

     ХАРАКТЕРИСТИКИ 2-ТАКТНЫХ МАСЕЛ. КАТЕГОРИИ И ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТОВ

Из списка требований видно, что изготовление качественного масла — не такая уж простая задача. Вот критерии, по которым принято оценивать качество: — смазывающие свойства; — задирный износ; — пригорание колец; — моющие свойства; — образование отложений, нагара, лаков; — калильное зажигание; — экологические свойства; — токсичность выхлопных газов; — дымообразование; — биологическая разлагаемость. Необходимые характеристики масел для 2-тактных моторов изложены в требованиях API TC JASO FC, API TC JASO FC ISO GD, API TC JASO FC E-GC. Наиболее распространена классификация по API. Вот какие классы в него входят: API TA — масла, предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 смі, с воздушным охлаждением (мопеды, газонокосилки и малые электрогенераторы); API TB — масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50–200 смі, с воздушным охлаждением, работающих при больших нагрузках (мотороллеры, мотоциклы, бензопилы); API TC — масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50–200 смі и большим соотношением топливо/масло (мотоциклы, снегоходы и прочие транспортные средства, кроме моторных лодок); соответствуют требованиям ASTM D 4859-88; API TD — масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок с водяным охлаждением; соответствуют требованиям качества ASTN D 4681-87 и NMMA TC-W. Начиная с 1993 г. действующими остались только два класса: API TC и API TD (API TSC-4), хотя в торговой сети еще встречаются масла прежних классов.

 

     О НЕИСПРАВНОСТЯХ И ГРАМОТНОМ ВЫБОРЕ «2-ТАКТНОГО» МАСЛА Как мы рассказывали в статье, опубликованной в прошлом выпуске журнала «GardenTools», основная причина выхода из строя двигателей садовой техники — различные проблемы со смазкой (нехватка или избыток масла, его плохое качество и т.д.). Эта информация подтверждается материалами, любезно предоставленными нашей редакции компанией «Нанотек» — производителем масел и смазок. Она совместно со специалистами сервисных центров Санкт-Петербурга провела исследование вышедших из строя 2-тактных двигателей различных производителей. А заодно проанализировала статистику продаж запасных частей к таким моторам. И в итоге специалисты пришли к выводу, что до 90% поломок связано с отказом деталей ЦПГ. То есть наиболее вероятная и распространенная причина поломок — проблемы со смазкой. Вот как, на их взгляд, выглядит последовательность разрушения. 1. Начинается все с образования очагов схватывания и задиров на трущихся поверхностях колец, поршней и цилиндров. Как правило, со стороны выпускного окна, что является признаком перегрузки или перегрева. Несущая способность масляной пленки при этом резко снижается. 2. Процесс нарастает — увеличивается площадь задира на поверхности колец, поршней и цилиндров, ускоряется изнашивание трущихся деталей. 3. Далее увеличивается дренаж газов через кольцевое уплотнение поршня из камеры сгорания в картер двигателя, а также перегрев колец и поршней. 4. Ускоряются процессы нагаро- и лакоотложений на поршне, кольца теряют подвижность (залегают). 5. Наконец, резко увеличивается температура поршня и, как следствие, разрушаются детали ЦПГ. Чтобы избежать такого печального конца, нужно выбрать «правильное» масло. А вот как его выбрать? Однозначного ответа по вполне понятным причинам не существует, но есть несколько полезных рекомендаций: — масло должно быть только специализированным, то есть предназначенным для применения именно в 2-тактных моторах воздушного охлаждения. Применять индустриальные, трансмиссионные и «4-тактные» масла не стоит, что бы ни говорили по этому поводу «бывалые»; — обязательно учитывайте рекомендации производителя техники, они взяты не из воздуха; — имейте в виду также климатические условия, в которых будет эксплуатироваться техника; — помните о том, что продавец не всегда прав, говоря, что техника конкретной марки рассчитана на масло только той же марки. Подобных утверждений сейчас избегают даже производители техники, ибо это запрещено законом! В инструкции по эксплуатации обычно приведены наименования нескольких марок масла с указанием стандартов, которым они должны соответствовать. Отметим, что производители масел в своих рекламных проспектах позиционируют «2-тактные» масла либо как собственно масла для приготовления топливной смеси, либо как «присадки к топливу». Различие заключается в составе этих продуктов: масла представляют собой смесь базовых (минеральных, полусинтетических и синтетических) масел и пакетов присадок, а «присадки к топливу» — смесь базовых масел, пакета присадок и растворителя (20–25%). Наличие растворителя производители объясняют необходимостью улучшить такие показатели, как текучесть и температура застывания в холодное время года. Базовые масла имеют температуру вспышки не ниже 200 оС, введение растворителя этот показатель резко уменьшает — до 70–100 оС. В принципе в некоторых случаях наличие растворителя можно определить по температуре вспышки. Если этот показатель находится в районе нижней границы (см. таблицу с характеристиками масел для двухтактных двигателей), то велика вероятность, что в этом масле присутствует растворитель. Если ТВ указана в районе верхней границы, то можно надеяться, что основа здесь — синтетическая. О вероятности наличия растворителя в масле может сигнализировать и еще один показатель, а именно рекомендуемая пропорция топливной смеси. Если производитель советует готовить смесь с содержанием масла выше 2% (1:40 например), это может свидетельствовать о том, что масло уже разбавлено растворителем. Понятно, что в этом случае нужно потратить больше масла, чтобы сделать топливную смесь, которая по характеристикам будет близка к фактически ставшей стандартом 2%-ной смеси (1:50). В то же время подобное требование может означать не наличие растворителя, а всего лишь другой состав пакета присадок.

 

     МАСЛА ДЛЯ 4-ТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ Как было сказано выше, условия работы двигателя воздушного охлаждения иные, чем у двигателя водяного охлаждения — более высокий температурный режим цилиндро-поршневой группы. Эта особенность характерна и для двигателей с воздушным охлаждением с четырехтактным циклом (в дальнейшем «4Т»). Наиболее требовательными к качеству масла являются двигатели генераторов — у них нет понятия «прогрев», эти движки выходят на рабочий режим сразу же после запуска. Поэтому здесь крайне важно обеспечить быстрый и легкий запуск двигателя и мгновенную доставку по системе смазки ко всем трущимся деталям. Эти и другие обстоятельства выдвигают определенные требования к качеству масел для 4Т-двигателей воздушного охлаждения. В их числе: высокая термоокислительная стабильность; защита против образования отложений на кольцах, поршне и в картере двигателя; улучшенные противозадирные и противоизносные характеристики, предохраняющие детали от износа при экстремальных нагрузках и высоких температурах (зеркало цилиндра двигателя с воздушным охлаждением нагревается до 200–220 оС, а двигателя с водяным охлаждением — до 150–160 оС). Не рекомендуются для современных 4Т-двигателей воздушного охлаждения масла, предназначенные для применения в двигателях с водяным охлаждением. При выборе конкретной марки масла для 4Т-двигателя следует в первую очередь руководствоваться инструкцией по эксплуатации. Общие рекомендации таковы: — масла должны удовлетворять требованиям эксплуатационного класса по API не ниже SF/CC или группы Г по ГОСТ 17479.1; — в описании масла должно быть указано, что оно рекомендуется для применения в четырехтактных двигателях воздушного охлаждения.

 

     МАСЛА ДЛЯ ПИЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ БЕНЗО- И ЭЛЕКТРОПИЛ Особенность работы исполнительного органа современных цепных бензо- и электропил — большая скорость скольжения цепи по шине, высокая контактная нагрузка и отсутствие масляной ванны, как это имеет место в двигателе или редукторе. Поэтому для обеспечения нормальных условий смазки и минимизации износа были разработаны специальные масла, отвечающие целому ряду требований. Масло должно: — хорошо удерживаться в зоне резания (обладать высокой адгезией) даже при максимальных оборотах двигателя и нагрузках; — эффективно предотвращать заедания и задиры трущихся поверхностей, обеспечивать «антизаклинивающий» эффект при перегреве цепи и шины; — обладать хорошей текучестью в широком температурном диапазоне, в том числе в зимних условиях эксплуатации, — для бесперебойной работы масляного насоса (системы с автоматической подачей смазки); — обладать консервационными свойствами — это важно при хранении; — не оказывать вредного воздействия на человека и окружающую среду. Еще одно очень важное свойство масел для пильных механизмов — хорошая проникающая способность, необходимая для смазывания звездочек шины. Автомобильные моторные и трансмиссионные масла легко сбрасываются с деталей пильного механизма, срок службы которых существенно сокращается из-за отсутствия необходимых характеристик (адгезионных, противозадирных, проникающей способности и др.). Недопустимо применение индустриальных масел, тем более отработанных, которые приводят к катастрофическому износу трущихся частей пильного механизма из-за наличия в них большого количества продуктов износа и абразивных частиц. В итоге рекомендация здесь может быть только одна — для длительной и безаварийной эксплуатации пильного механизма используйте только специализированные масла.

 

    ТИПИЧНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВУХТАКТНЫХ МАСЕЛ Показатели качества Значения Кинематическая вязкость: при 40 оС, мм2/с 34,2–121 Кинематическая вязкость: при 100 оС, мм2/с 6,1–12,2 Индекс вязкости 90–128 Щелочное число, мг КОН/г 0,5–6,5 Сульфатная зольность, % массы 0,005–0,2 Коксование, % массы 0,19–0,35 Температура вспышки, оС 70–250 Кинематическая вязкость. Физический смысл — мера сопротивления истечению жидкости через капилляр. Вязкость должна быть оптимальной: с ее уменьшением снижаются потери мощности на преодоление трения, но возрастает вероятность работы пары трения на сухую. Наоборот, чем выше вязкость, тем благоприятнее режим смазывания, но растут потери на трение. В двухтактных моторах в топливной смеси сгорает бензин, масло остается на узлах трения. Поэтому кинематическая вязкость оценивается при разных температурах. Щелочное число. Характеризует моющие способности масла: способность предотвращать отложение в высокотемпературной зоне двигателя (поршни, кольца), на фильтрах и в поддоне картера, а также поддерживать во взвешенном состоянии продукты износа (металлическая пыль), сгорания топлива (сажа) и продукты разложения масла. Сульфатная зольность. Показатель, характеризующий долю активной части пакета присадок в масле. Зольность должна быть оптимальной. Наиболее жесткие требования по зольности у компрессорных масел. Для двигателей есть только общие рекомендации по показателю зольности. Для двухтактных — не более 0,5%, для четырехтактных — от 1 до 3% в зависимости от степени форсировки и типа используемого топлива (для высокооктанового бензина показатель должен быть наиболее низким, для дизельного топлива — средним, самый высокий — для высокосернистого флотского мазута). Коксование. С этим все просто и понятно, чем меньше — тем лучше. Температура вспышки в закрытом тигле (ТВ). Определяет способность наиболее летучей фракции масла воспламеняться при поднесении к парам масла открытого пламени. Чем выше ТВ, тем лучше и с точки зрения работы двигателя, и с точки зрения пожарной безопасности. Такие масла меньше выгорают, соответственно у них меньше показатель на угар.

Возврат к списку