22:53:03 - 11.12.2024
Перфораторы: классификация, особенности
Перфораторы: ликбез, классификация, особенности и регулировки, советы по выбору, техника безопасности, выбор оснастки
Можно с уверенностью сказать, что перфоратор принадлежит к числу наиболее популярных инструментов. Его найдешь как в рабочем наборе профессионального мастера, так и в «закромах» любителя, который вообще использует инструмент нечасто. И хотя такая машина не столь многофункциональна, как дрель, в иных ситуациях она просто незаменима. Ведь дрелью не пробьешь каменную кладку, не сделаешь широкое и глубокое отверстие в бетоне и не сколешь керамическую плитку в ремонтирующейся ванной комнате. В таких ситуациях на своем месте будет именно перфоратор.
ДЛЯ ЧЕГО, ИЛИ КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Первые электрические перфораторы появились в 1932 году. Они были произведены фирмой Bosch, на счету которой, заметим, немало достижений и рекордов именно в этой области. В то время перфораторы использовали, прежде всего, для промышленных нужд и строительства.
Однако со временем инструмент приобрел большую популярность и «в народе». Возможно, обыватели не найдут особой разницы между ударной дрелью и перфоратором, тем более многие модели на первый взгляд почти не отличить. Но машины служат для разных целей. Перфоратор предназначен для бурения отверстий в особо твердых материалах — бетоне, камне и т.д. Обычным сверлением с ними не «разобраться», поэтому используют сверление плюс удар либо чистое долбление (в этом случае уместнее называть аппарат не перфоратором, а отбойным молотком, не обращая внимания на вес машины).
Соответственно, у перфоратора и ударной дрели «рождение» удара происходит по-разному. Если у дрели удар возникает за счет механики, а сила удара зависит от силы нажатия на инструмент, то в перфораторе за генерацию удара отвечает пневматический ударный механизм — это наиболее распространенный вариант.
Ударный механизм перфоратора состоит из промежуточного вала, на оси которого находится «пьяный» подшипник, ствола, поршня, бойка и цилиндра. Качающийся привод преобразует вращательные движения, передаваемые от двигателя на вал, в поступательные движения цилиндра. При работе последнего между ним и поршнем (и между поршнем и бойком) создается воздушное пространство. То есть поршень перемещается под воздействием сжатого воздуха, выполняющего роль пружины.
Устройство ударного механизма перфоратора сложнее, чем механизма дрели. Однако дрели даже не стоит тягаться силами с «перфом»: энергия ее удара (а ее измеряют в джоулях) в десятки раз меньше, чем перфоратора, у которого к тому же эта энергия не зависит от силы нажатия на инструмент. Поэтому при выборе потребителям стоит подумать, какая именно машина им нужна. Дрель подойдет для редкой и недолгой работы с мягким бетоном и кирпичом, особенно с хорошей оснасткой — пользователь не будет особенно долго мучиться. Чего, впрочем, не скажешь о самом инструменте, который в ударном режиме быстрее изнашивается.
А вот для «бескомпромиссного» бурения в проблемных материалах без перфоратора не обойтись. С тем, на что ударная дрель потратит уйму времени и солидный процент своего ресурса, перфоратор разберется за секунды. Не говоря уже о том, что ряд работ может выполнить только «перф» (они зависят от класса машины): отбивание керамической плитки, скалывание цементных пластов, разрушение дорожных покрытий и многое другое. А уже более точно модели подбирают под определенные задачи, под нужный диаметр. При необходимости можно всегда воспользоваться помощью консультантов в магазинах.
Многие производители предлагают универсальные аппараты, способные сверлить, сверлить с ударом и только долбить материал. Такие «трехрежимники», созданные, можно сказать, на все случаи жизни, принадлежат только к легкому классу — у тяжелых машин функция сверления отсутствует.
Классовая борьба
Перфораторы делят на классы, принадлежность к которым и определяет задачи и возможности моделей. Критерием разделения служит масса.
Легкий класс — инструменты весом до 4 кг. Статистика показывает, что около 80 процентов всех продаваемых перфораторов — машины легкого класса. Подобная популярность связана с тем, что эти «игрушки» из-за их легкости и универсальности используют в быту непрофессионалы. Мощность таких «перфов» небольшая (400-700 Вт), энергия удара достигает максимум 3 Дж (совсем недавно она колебалась в пределах 1,8-2,4 Дж, но «цены» растут не только на продукты питания!).
Специализация их — отверстия небольшого диаметра в бетоне. В квартирах и домах это могут быть, например, отверстия под дюбеля. Кроме того, некоторые модели опытные умельцы используют в качестве шуруповерта. Особенность легких машин — высокое число оборотов и количества ударов (хотя небольшой силы).
Средний класс — перфораторы весом 5-8 кг. Иногда эти машины с солидной энергией удара (до 8 Дж) используют для работы с армированными конструкциями, когда нужно не только долбить бетон, но и разрубать металлическую решетку.
Тяжелый класс — аппараты весом свыше 8 кг. Эти мощные машины (1200-1500 Вт) способны проделывать отверстия в бетоне и твердых породах камня диаметром 40-50 мм (сплошным буром) и более 120 мм (полыми коронками).
Как правило, принадлежность к определенному классу влияет и на компоновку инструмента. В легких машинах двигатель расположен горизонтально, а вот у средних и тяжелых — вертикально. Это связано не только с желанием сделать инструмент более компактным и эргономичным — а для габаритной «тяжелой артиллерии», если ее использовать в стесненных условиях, это всегда актуально, — но и с тем, чтобы оградить двигатель от разрушающих нагрузок. Хотя бывают исключения: один из недавних перфораторов Metabo KHE 96 при весе почти 12 кг имеет продольную компоновку.
ОТВЕРГНУТАЯ РОЗЕТКА
Перфоратор, как и любой другой обычный инструмент, при всех достоинствах имеет один недостаток — зависимость от сетевого питания. Конечно, недостатком это назвать сложно. Однако в определенных ситуациях привязанность машины к розетке создает трудности. Например, при отсутствии электричества в загородных домах, повреждении сети или же при работе в труднодоступных и удаленных местах. В решении подобных проблем и могут помочь аккумуляторные модели перфораторов.
Надо отметить, что на нашем рынке аккумуляторные «перфы» занимают очень скромную нишу. Если их «братья», шуруповерты, в магазинах и на рыночных прилавках представлены десятками, если не сотнями, то в случае с перфораторами счет идет на единицы. Разрабатывают их лишь ведущие, наиболее именитые производители. Да и покупают аккумуляторные «перфы» в основном не для редких домашних дел (это было бы слишком накладно!), а для профессиональных — рекламщики, монтирующие щиты на улицах и дорогах, строители…
Между тем за границей, где крайне ценят мобильность всевозможных приборов и устройств, рынок перфораторов с автономным питанием солидный. Начиная с 1984 года, когда компания Bosch представила первый аккумуляторный перфоратор, он постоянно расширяется. Это и понятно — технологии на месте не стоят, а уж запросы пользователей тем более. Поэтому компании внедряют новые аккумуляторные системы, повышают вольтаж своих линеек и производят все более мощный инструмент.
Очевидно, что «плюс» в виде автономного питания порождает соответствующие «минусы». Во-первых, короткое время непрерывной работы — максимум 20 минут (а чаще 10-15), и аккумулятор расходует весь свой заряд. Во-вторых, необходимость зарядки батареи. Хотя в комплект инструмента входит второй аккумулятор, который обычно держат «горяченьким» наготове. В-третьих, стоимость батарей.
Постепенно производители переходят на литий-ионные аккумуляторы (первый перфоратор с такой батареей появился в 2005 году), наиболее технологичные на данный момент. Но стоят они ощутимо дороже и Ni-Cd, и Ni-MH. Кроме того, цена растет вслед за повышением вольтов и ампер-часов (а от их величины зависят скорость, крутящий момент и т.п.). Но наука развивается и старается поспевать за потребностями потребителей. Можно надеяться, что со временем производители придут к оптимальному соотношению стоимости и «полезности» аккумуляторного инструмента.
ДЕРЖАТЬ НАСМЕРТЬ!
Для зажима оснастки на перфораторах устанавливают стандартизированные замки, отличающиеся от патронов, которые используют на дрелях. Их конструкция предполагает использование строго определенных буров или лопаток. Если на специализированной тяжелой технике применяют зажимы особых типов, то на более массовых моделях устанавливают лишь два: SDS-Plus и SDS-Max, к которым подходит «расходка» с соответствующими хвостовиками.
Систему SDS-Plus, разработанную компанией Bosch в 1975 году, используют с моделями весом примерно до 5 кг. Суть системы в том, что шлицы в зажиме фиксируют вставленную оснастку, на хвостовиках которой есть пазы. Чтобы освободить оснастку, нажимают или поворачивают (это зависит от конструкции) специальное кольцо на патроне. Система SDS-Max, внедренная той же компанией в 1990 году, рассчитана на использование с тяжелыми перфораторами. Достаточно сказать, что вес некоторых «максовских» может превышать вес некоторых «плюсовских» перфораторов! Принцип действия обеих систем идентичен. Разнятся лишь диаметры хвостовиков у оснастки (у первой — 10 мм, у второй — 18 мм) и количество пазов на них.
Универсальные перфораторы, способные и сверлить, и долбить, нередко комплектуют обычным сверлильным патроном — зажимаемым ключом или БЗП. Их можно надеть через переходник с хвостовиком SDS, однако в этом случае усилится биение патрона, увеличатся размеры инструмента, что, безусловно, помешает точной и продуктивной работе.
Есть и другой вариант, при котором ствол отличается конструкцией — его наконечник адаптирован под устройство сверлильного патрона. В этом случае снимают «плюсовский» зажим и ставят, к примеру, БЗП. Передача удара на патрон в этом случае исключена.
УДАРНИКИ ТРУДА
В силу своей функциональной направленности отбойные молотки, конечно, не столь популярны, как перфораторы. Соответственно, и на рынке они представлены скромно. (Понятно, что мы говорим не об индустриальных отбойных молотках, которые относятся к специализированной технике и имеют другой принцип работы.)
Вместе с тем без таких агрегатов просто невозможно выполнить некоторые работы. В зависимости от класса «отбойники» применяют и в строительстве, когда необходимо, к примеру, пробить «окоп» для прокладки кабеля, и при дорожных работах, когда молотком снимают целые пласты асфальта, и даже для нужд ЖКХ — разбивают глыбы намерзшего льда…
Одна категория отбойных молотков конструктивно создается на единой базе с «максовскими» перфораторами (их и «в свет» нередко выпускают парами). В них тоже использован компрессионно-вакуумный ударный механизм, но при этом у них только один режим работы — чистое долбление. Энергия удара у таких «отбойников» увеличенная, если сравнивать с «перфами», но мощность при это не обязательно выше.
Другая категория — это самые настоящие «отбойники» классического вида, которыми работают в первую очередь вертикально. Мощность у них еще больше (может достигать 3 кВт), энергия удара исчисляется десятками джоулей. Для фиксации оснастки в данных инструментах применяют не традиционные SDS-Мax зажимы, но шестигранники. Эти сверхтяжелые инструменты, своеобразные «монстры разрушения», предназначены для проламывания каменных стен, бетонных блоков, снятия дорожного покрытия и т.д.
ВСЕ НА БОРЬБУ С ВИБРАЦИЕЙ
Один из самых неприятных, наряду с шумом, «побочных эффектов» от работы перфоратора (не говоря уже об «отбойнике»!) — вибрация. Это не просто временная нагрузка на руки и нервы. По утверждению ученых и врачей, продолжительная работа при высоком уровне вибрации неблагоприятно сказывается на здоровье человека. Ладно еще, если перфоратор берешь в руки раз в полгода, но каково приходится людям, которые им зарабатывают себе на жизнь! Не зря в Европе и США уже не первый год занимаются этой проблемой на государственном уровне: действуют запреты, издаются директивы, рекомендации и т.д., обязывающие работодателей заботиться о своих сотрудниках. (Хочется надеяться, что мы, в конце концов, последуем этому примеру европейских стран.) Поэтому производители электроинструмента разрабатывают все новые антивибрационные системы для своей продукции.
Системы защиты от вибрации делят на активные и пассивные.
Активная антивибрационная система (часто встречается маркировка AVS) — важный элемент «перфа», особенно если это мощная машина (к слову, такие системы устанавливают только на «максовских» моделях). Для гашения вибрации используют несложный принцип: обычно это амортизирующее устройство, противовес с пружиной, которая и принимает на себя «отдачу». Правда, эта система полностью поглотить вибрацию не в состоянии, она лишь серьезно уменьшает ее. Кроме этого, за «виброотвод» может отвечать еще и рукоятка: снизу ее крепят к корпусу с помощью шарнира, а сверху через пружинный механизм.
Под пассивной антивибрационной системой подразумевают обычные резиновые накладки на корпусе, которые также защищают и от проскальзывания руки. Однако надо признать, что толк от накладок не слишком велик.
КОНЦЕРТ ДЛЯ ПЕРФОРАТОРА С ОСНАСТКОЙ
Самые лучшие, с технической точки зрения, модели перфораторов могут «спасовать» даже перед относительно легким материалом, если не позаботиться об оснастке инструмента. Буров и долот на рынке превеликое множество. Однако с определением основных видов все просто. Это оснастка с зажимами SDS-Plus, SDS-Max и с шестигранными хвостовиками. Последнюю используют с отбойными молотками, то есть специализированной техникой, поэтому рассказывать о ней особого смысла нет. А вот сказать несколько слов об остальной «расходке» стоит.
Собственно, как уже говорилось, различие между «плюсовской» и «максовской» оснасткой в диаметре хвостовика. А «внутри» ряда буры различаются между собой размером рабочей части, длиной, углом заточки и материалом изготовления напайки, конструкцией спирали. Совокупность этих позиций влияет на производительность и срок службы бура. От них зависит, насколько бур прочен и тверд, сколько отверстий проделает до своей «смерти», как быстро затупится наконечник…
Кстати, если с основными параметрами бура — длиной, материалом напайки, диаметром рабочей части — все более или менее очевидно, то с конструкцией спирали не так все просто. А ведь она влияет на интенсивность отвода шлама — важную характеристику буров, и производители регулярно предлагают потребителям все новые и новые решения этой проблемы.
Скорость и простота отвода шлама зависит от крутизны наклона винтовых канавок. Чем меньше угол, тем медленнее будет происходить выброс отходов. Это вовсе не значит, что буры с меньшим углом заточки изначально «ущербны» — будь это так, их бы вовсе не производили. Такие буры больше подойдут для проделывания неглубоких отверстий.
Для универсальности используют «синтетические» буры. Например, хвостовик «плюсовский», а рабочая часть — «максовская». Разумеется, такую оснастку следует использовать осторожно.
Для проделывания особо больших отверстий применяют коронки. Кстати, нередко в каталогах производителей можно найти и другое название — цифенборы. Некоторые считают, что между коронкой и цифенбором есть разница: первая для тяжелых работ, второй для легких. Однако в действительности принципиальной разницы между ними нет. Между собой коронки различаются материалом изготовления и количеством твердосплавных напаек (чем больше напаек, тем проще работа). Для проделывания глубоких отверстий с коронками и бурами (разъемные коронки и буры) используют переходники, позволяющие надставлять оснастку до нужной длины. Правда, есть опасность, то на больших глубинах эту оснастку будет бить в местах соединения.
С долотами все просто. Различаются они углом заточки, формой, а функция у них одна и та же.
ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВКИ
ЭЛЕКТРОНИКА
Подавляющее большинство перфораторов оснащено системами регулировки частоты вращения — электронными и нажатием на курок. Частоту вращения устанавливают колесиком, которое помещают либо на корпусе, либо на курке.
При регулировке курком низкая частота будет при слабом нажатии, более высокая — при сильном. Некоторые тяжелые модели, в том числе и отбойные молотки, оснащены системой регулировки частоты и энергии ударов.
Более сложные электронные системы — это так называемая константная электроника и система ограничения пускового тока (плавный пуск). Задача «константной» электроники — поддерживать заданную частоту вращения, крутящий момент и энергию удара под нагрузкой. Таким образом исключается значительное падение производительности при тяжелых нагрузках, особенно на сниженных оборотах. В наиболее «продвинутых» моделях электроника контролирует число оборотов вращения якоря и использует резерв мощности при возрастании нагрузки.
Цель плавного пуска — не допустить резкого старта. Эта функция тоже важна в первую очередь для мощных машин (это касается и «отбойников»). Ток при старте подается не сразу, а по нарастающей. Так инструмент не только начинает работу без внезапного рывка, но и меньше изнашивается, а сеть не перегружается. Причем визуально постепенный разгон тока незаметен, но по ощущениям разница с моментальным пуском очевидна.
ФИКСАЦИЯ ДОЛОТА В ЛЮБОМ УГЛОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
Эта функция, которую нередко называют «четвертым режимом», позволяет при работе не изворачиваться, подстраиваясь под положение лопатки, а менять позицию самого долота, которое поворачивают под нужный угол. Некоторые производители указывают количество положений, в которые устанавливают оснастку. Обычно от 12 и выше — в любом случае будет достаточно, чтобы работать с комфортом.
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Перфоратор, как и любой «сильный» инструмент с высоким крутящим моментом, травмоопасен. При заклинивании бура в материале во время работы вероятность получения оператором травмы очень велика. Да и самой машине тоже порядком достанется. Чтобы пользователя при заклинивании просто не «накрутило» на перфоратор, на инструмент устанавливают предохранительную муфту, которая моментально его стопорит. Второе название детали — муфта расцепления: она отсоединяет вал от редуктора.
СИСТЕМА ПЫЛЕОТСОСА
Перфоратор имеет дело с теми материалами, которые «мстят» ему большим количеством пыли и абразивных частиц. Они доставляют неприятности пользователю (многие знают, какового бурить у себя над головой!) и инструменту, способствуя износу его ствола. Для облегчения жизни и человеку, и его верному другу перфоратору некоторые модели оснащают системами пылеотсоса.
Как и антивибрационные системы, их можно разделить на пассивные и активные. Первые работают за счет отбора мощности у двигателя. Активные — это когда на инструменте установлена специальная система собственным мотором. В этом случае ее эффективность куда больше (собственно говоря, 100 процентов), хотя есть и минус — увеличенная стоимость.
Конечно, специальные системы пылеудаления — «дело добровольное»: кто-то покупает (если модель позволяет использовать), кто-то экономит. Мусор в активных системах накапливается в небольших контейнерах, которые опорожняют по мере заполнения.
В качестве орудия борьбы со шламом используют и пылесос. Производители нередко делают специальные кожухи на корпусе, к которым крепят горловину шланга.
Нередко для того чтобы во время работы пыль и мусор не разлеталисьпо всему помещению, на перфоратор надевают самодельный «кожух» — отрезанное от пластиковой бутылки дно. Легко, просто и проверено временем.
КОРПУС РЕДУКТОРА
Атрибутом профессиональных моделей считается металлический корпус редуктора. Он более прочен и устойчив к ударам (при падении и т.п.). Впрочем, это не значит, что у перфораторов-»любителей» не может быть такого корпуса. Чем хороша металлическая «одежка» — она хорошо отводит тепло, охлаждая инструмент.
Правда, при этом сильно нагревается — можно обжечься. Но на такие случаи предусмотрена пластиковая обшивка, которая, если под ней оставлен промежуток для прохода воздуха, еще и ускоряет отвод тепла. Под словом «металлический» подразумевают изделия из разных материалов и сплавов, например из магниевого.
РЕВЕРС
Функция реверса присутствует на некоторых легких «плюсовских» перфораторах. Благодаря ей инструмент приобретает универсальность — его можно использовать не только по основной «специальности», но и как шуруповерт, хотя чем больше вес и габариты «перфа», тем большая сноровка потребуется от пользователя.
ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ФИКСАЦИИ ВО ВКЛЮЧЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ
Такой выключать устанавливают на легких перфораторах, где есть режим сверления. Он позволяет работать аппаратом длительное время, экономя при этом силы — нет нужды все время давить на курок. Чаще всего кнопка расположена сбоку на рукоятке.