16:29:50 - 17.08.2017

Плоские (вибрационные) шлифовальные машины: ликбез, конструкция, регулировки и особенности, оснастка

Плоские (вибрационные) шлифовальные машины:ликбез, конструкция, регулировки и особенности, оснастка

В ассортименте электроинструмента можно найти такие машины, которые на фоне прочих занимают скромное место, но без них обойтись очень сложно, а иногда и просто нереально. Именно к таким относятся и ПШМ — плоскошлифовальные машины. В той или иной степени ПШМ интересуют всех, кто занимается ремонтом, строительством или изготовлением мебели как профессионально, так и на любительском, а точнее — на бытовом уровне.

ДЛЯ ЧЕГО И ПОЧЕМУ?
Порой потенциальным покупателям, которые присматриваются и прицениваются к шлифмашинам, трудно сделать выбор: ленточная, эксцентриковая или плоская (она же — виброшлифовальная)?.. И такие колебания можно понять, ведь мнений по поводу применения той или иной машины предостаточно. Поэтому каждый подбирает аппарат по своему вкусу и, конечно, исходя из стоящих задач. Но общие принципы выбора все-таки существуют.

ЛШМ, или ленточная шлифмашина, подойдет в первую очередь для грубой обработки плоскостей. Ею можно «подчищать» поверхность вслед за рубанком или станком. Например, если необходимо выровнять торцы заготовок или расширить дверную коробку.

ЭШМ и ПШМ предназначены для более тонкой, финишной, обработки и проявят себя там, где на первый план выходит вопрос не количества (то есть размеров обрабатываемой площади), а качества. Эти две машины во многом схожи, но отличаются как раз способом и качеством шлифования, а также некоторыми особенностями.

У эксцентриковой машины сложная траектория движения рабочего полотна. И как следствие она всегда создает, можно сказать, идеальную поверхность. Плоскошлифовальная машина работает несколько грубее. Однако некоторые модели, кстати, тоже способны достичь уровня «орбиталки». Может возникнуть вопрос: зачем же тогда нужна ПШМ, если работа эксцентриковой явно качественнее? Ответ, как всегда в подобных случаях, прост: плоскошлифовальные машины дешевле. Да и расходные материалы к ним (а эта позиция в рабочем бюджете любой шлифмашины всегда важна!) тоже стоят меньше, так как на многие подобные аппараты можно установить «самодельные» листы, нарезанные из обычной наждачной бумаги (об этом мы расскажем ниже). А вот для ЭШМ и ЛШМ необходимо приобретать соответственно фирменные листы на «липучке» и ленты.

Кроме того, важное преимущество ПШМ в том, что они благодаря прямоугольной форме рабочей подошвы могут обрабатывать углы, то есть работать вплотную к стене. А это означает, что после прохода машины не придется браться за «старую добрую» наждачку и дочищать пропущенные места вручную.

Что «по зубам», а точнее «по зерну» плоскошлифовальным машинам?Да, наверное, весь набор материалов. Мягкая и твердая древесина, фанера, металл, камень… Их используют не только для обычного шлифования, но и для снятия лакокрасочных покрытий, удаления царапин, пятен и ржавчины.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Принцип действия плоскошлифовальной машины несложен. В основе его лежит обычное возвратно-поступательное движение, которое совершает шлифовальная платформа. В центре этой платформы установлен электродвигатель с вертикально расположенным якорем.

При вращении якоря подошва благодаря использованию подшипника и эксцентриковой внутренней втулки (шпиндель проходит не через центр подшипника) совершает круговые движения с радиусом, равным эксцентриситету. Чтобы уравновесить колебания, на вал надевают противовес. Противовес и платформа вращаются в противофазе, поэтому центр масс системы всегда лежит на оси якоря. И чем сильнее давить на машину при работе, тем больше становится вибрация, так как сила трения изменяет баланс.

Подошва связана с корпусом эластичными штангами, допускающими отклонения, но при этом обеспечивающими требуемую жесткость конструкции. Причем качественно собранная машина не вибрирует на холостых оборотах. В платформу также вправляют стальную обойму. У дорогих шлифовальных машин платформу делают из литого магниевого или алюминиевого сплава. А вот большинство бытовых моделей обходится прессованной сталью или даже стойкой к ударам пластмассой.

При покупке ПШМ на подошву следует обратить особое внимание. Важна правильность ее геометрической формы, поскольку от нее зависит, насколько ровной получится поверхность, которую аппарат будет обрабатывать, и в конечном счете производительность. И еще дело не только в материале платформы, но и в том, из чего изготовлены накладки на нее. Обычная резина не так точно реагирует на неровности основания, как мелкопористый полимер.

Мы уже отмечали, что плоскошлифовальная машина обрабатывает поверхность грубее эксцентриковой. Можно провести следующий опыт. Включить машину и зафиксировать ее на некоторое время на одном месте. После зачистки на поверхности могут остаться мелкие круглые царапины, диаметр которых равен амплитуде хода подошвы. Когда машину водят кругами, они превращаются в спирали. Конечно, так происходит не всегда и не на каждом материале. Иногда последствия устраняют с помощью регулировки оборотов или используя бумагу мелкой зернистости, но не всегда. Так что машина прекрасно подойдет для обработки стен под покраску или под обои, а вот для чистового шлифования перед лакировкой машину нужно тщательно выбирать. Помощь в таком деле окажут продавцы и консультанты в магазинах и на строительно-инструментальных рынках.

И УТЮГ ИДЕТ В ДЕЛО
Одна из разновидностей ПШМ — машина с дельтовидной шлифовальной подошвой. Благодаря такой треугольной плите аппарат напоминает утюг. Абразивы крепят на треугольную подошву с помощью «липучки» (традиционные зажимы в таких машинах не используют). В большинстве случаев размер треугольной подошвы относительно скромный — менее 10 см.Но есть, как в любом правиле, и свои исключения.

Назначение этого «подвида» шлифмашин — работа в сложных условиях. Благодаря небольшому размеру, маленькому весу, а также почти миниатюрной подошве машина, в частности, подходит для обработки любых предметов с мелкими деталями. Это может быть, например, старая мебель, которую необходимо зачистить перед новой лакировкой или покраской. Пригодится она и при ремонте окон, дверных коробок, перил — предметов со сложной поверхностью. Этим «способности» аппарата не исчерпываются: он проявит себя и при обработке труднодоступных мест.

НЕСКОЛЬКО В ОДНОМ
«Чего только не придумают!» — хочется воскликнуть и при изучении ассортимента плоскошлифовальных машин. Естественное желание определенной части пользователей иметь в одном инструменте сразу несколько заставляет некоторые фирмы (в основном это касается именитых производителей бытового инструмента топ-уровня) выпускать многофункциональные шлифмашины.

У таких аппаратов предусмотрена возможность использования не только сменных шлифовальных подошв, но также насадок различного профиля. В состав «арсенала» многофункциональной машины могут входить как дельтовидные подошвы того или иного размера, так и эксцентриковые подошвы, которые помимо колебательного движения совершают еще и вращательное. То есть машина при необходимости превращается из плоскошлифовальной в дельтовидную (если работать маленькой подошвой) или эксцентриковую.

А для обработки небольших деталей и поверхностей в труднодоступных местах применяют рельефные насадки, которые крепят к подошве. Как правило, комплект входит набор абразивной бумаги (крепят ее на «липучке»), пригодной для использования с различными подошвами и насадками.

ОСОБЕННОСТИ И РЕГУЛИРОВКИ
ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ
Мощность плоскошлифовальных машин колеблется от 130 до 600 Вт, но для большинства видов работ вполне достаточно 200-300 Вт. Машины такой мощности, как правило, достаточно легкие и компактные, и управление ими будет комфортным.

Однако для внушительного объема работ нужна машина с определенным запасом мощности. А для моделей с регулировкой скорости он должен быть еще выше, чтобы мотор не перегревался на малых оборотах.

АМПЛИТУДА ХОДА ПЛАТФОРМЫ
Одна из основных характеристик плоскошлифовальных машин — амплитуда движения рабочей платформы. Обычно движение происходит с большой скоростью, но с маленькой амплитудой. Среднее ее значение — 2-3 мм. И чем выше амплитуда, тем, соответственно, выше и производительность аппарата. При этом обработка становится заметно грубее, поэтому, к примеру, машины с большой амплитудой (5 мм) логичнее использовать для первичной, а не финишной обработки. Для чистовой обработки предпочтительны машины с амплитудой 2 мм и высокой частой колебаний.

РАЗМЕР ПОДОШВЫ
Подошвы плоскошлифовальных машин бывают разных размеров, хотя есть несколько «устоявшихся» параметров. Впрочем, на рынке представлены и машины-»малютки». Размер подошвы у них 80х130 мм, 100х110 мм и т.д. Эти модели в силу размеров и компактности могут пролезать в трудные места.

В первую очередь они подходят для обработки небольших площадей. То есть с таким аппаратом лучше обрабатывать табурет или шкаф перед покраской, а не бросаться на стены для зачистки.

КРЕПЛЕНИЕ ШЛИФОВАЛЬНОЙ БУМАГИ
У ПШМ предусмотрено два вида крепления абразивной бумаги. Первый — зажим, то есть обычная защелка с пружиной, которая стоит на большинстве шлифмашин бытового класса, что связано, конечно, с экономией (для таких машин можно самостоятельно изготовить «одежку» из наждачной бумаги). Второй — «липучка». С ней меньше трудностей, так как не придется нарезать бумагу. Однако за такое удовольствие придется платить.

ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГУЛИРОВКА

В плане электронной начинки плоскошлифовальные машины довольно «бедны», если сравнивать их со многими другими электроинструментами. Собственно, электронная регулировка у машины одна — система регулировки частоты ходов. Причем установлена она далеко не на каждой модели. Благодаря такой регулировке пользователь может не только настроить машину на первичную или финишную обработку, но также выбирать оптимальную скорость для обработки того или иного материала — все зависит от задачи. Например, для снятия лакового покрытия необходимо соблюдать высокую скорость, а для шлифовки такой поверхности — низкую. Для обработки мягкой древесина и фанеры оптимальна средняя скорость, для твердой — высокая. Ржавчину снимают на высокой скорости, а «разговор» с алюминием или сталью (в том числе и «нержавейкой») ведут на средней.

ПЫЛЕОТВОД
Там, где раздается шум шлифмашины, появляется много отходов… О вреде мельчайшей пыли, возникающей при обработке поверхностей, и для человека, и для инструмента, говорить не стоит — это всем известно.

Большинство плоскошлифовальных машин снабжено системой пылеудаления. При встроенной системе при работе пыль благодаря турбине вентилятора, надетой на якорь двигателя, попадает через каналы в подошве (а прежде через перфорацию в шлифовальной бумаге) и через патрубок в съемный резервуар. Это может быть мешок-пылесборник либо фильтр (они бывают разной конструкции). Без резервуара, то есть с открытым патрубком, работать ПШМ не стоит — пыль моментально заполнит воздух.

Иногда предусмотрена и возможность подключения пылесоса. В случае его использования эффективность пылеудаления возрастает многократно.

Для более эффективной защиты от отходов машина должна иметь пылезащищенные корпус и выключатель, а также специальные подшипники.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РУКОЯТКА
Дополнительная рукоятка у ПШМ бывает съемной, что позволяет при необходимости уменьшать габариты аппарата, или в виде выступа в передней части корпуса, за который удобно браться, как за рукоятку. Хотя с виду плоскошлифовальные машины относительно небольшие и легкие, все же порой при работе одной рукой не обойтись. Даже у самых маленьких машин в большинстве своем предусмотрены выступы для хвата. Потому что работать на весу (в случае шлифовки стен, к примеру) одной рукой сложно — быстро устанешь.

Возврат к списку